- Центр психологии спорта и успеха, Россия, Нижний Новгород, ул. Большая Печёрская 47б
- +7(929) 050-77-21 спортивный психолог, +7(996) 616-55-12 директор по развитию
- психология спорт и успех
- psiholog-sport@ya.ru
Типоведение: индикаторы типов Майерс-Бриггс в повседневной жизни. Экстраверты и интроверты
Основы типоведения были заложены швейцарским психиатром К. Юнгом, когда он предположил, что поведение человека не случайно, оно вполне предсказуемо и, следовательно, поддаётся классификации В типоведении нет хороших или плохих типов — они просто разные. Типоведение объясняет эти различия и учит правильно их применять, учит избегать конфликтов и ссор. Типоведение избавляет от негативных предрассудков, выявляет очевидные различия и способствует развитию личности и межличностных отношений.
Когда в 1923 году работы Юнга были изданы на английском языке, Бриггс отложила собственную работу и стала преданной ученицей Юнга. Вместе с дочерью, Изабель Бриггс Майерс, в 1930-е годы она вела наблюдения и разрабатывала более удобные способы определения этих различий. Начало Второй мировой войны подстегнуло их: они видели, что многие люди на войне занимались не своим делом, что снижало общую эффективность работы, и поэтому решили разработать психологический инструмент, который бы точно и надёжно объяснял различия между людьми в соответствии с теорией Юнга о предпочтениях личности. Так был создан индикатор типов Майерс-Бриггс (ИТМБ). Задача ИТМБ заключалась в том, чтобы с его помощью определять предпочтения человека, а затем содействовать наилучшему применению этих предпочтений в жизни и работе.
В типологии есть четыре пары альтернативных предпочтений: Экстраверсия и интроверсия, Сенсорика и интуиция, Логика и этика, Рациональность и иррациональность. Для начала выясним, как человек взаимодействует с миром, как предпочитает получать энергию: как экстраверт или как интроверт.
Юнг предложил различать две основные установки человека: на внешний мир, мир окружающих вещей – E (extraversion) и на внутренний мир собственных мыслей, переживаний, представлений – I (introversiоn). Экстраверты и интроверты имеют разные источники питания, и никто из них не может долго находиться вне привычных условий.
E (экстраверсия): фокусируются на внешнем мире людей и окружающей среде. "Заряжаются" энергией в процессе общения, от внешних событий и направляют на них собственную энергию. Чтобы понять, нуждаются в непосредственном взаимодействии с объектом понимания и поэтому любят действовать.
I(интроверсия): фокусируются на своем внутреннем мире. “Заряжаются" энергией в одиночестве и тратят ее на события внутри себя. Стремятся сначала понять нечто, а потом только взаимодействовать с ним.
Согласно теории Юнга, различие между экстравертами и интровертами — наиважнейшее, потому что оно связано с источником, направлением и средоточием энергии человека. Отсутствие понимания между этими двумя типами может привести к серьёзным межличностным конфликтам. Как мы уже сказали, экстраверт получает энергию из внешнего мира; следовательно, все, что экстраверту дарит бодрость, душевный подъем и вдохновение, лишь утомляет интроверта. Обратное также верно: раздумья, самоанализ и одиночество, из которых интроверт черпает энергию, экстраверта только опустошают. Следовательно, и дома, и в школе, и на работе решающее влияние на качество работы и жизни человека оказывает то, насколько обширны его возможности подзарядиться энергией из желанного источника. Исключительно важно, чтобы интроверты поняли, как устроены экстраверты, и наоборот.
В повседневной жизни определить свой тип взаимодействия с внешним миром или окружающих людей не сложно. Для этого достаточно ответить на ряд вопросов, характерных для каждого типа.
Например, если вы экстраверт (E), вы, вероятно:
— сначала говорите, а потом думаете; узнаете, что вы хотели сказать, только когда слышите эти слова из своих уст; порою вы ругаете себя за неумение держать язык за зубами;
— знаете множество людей и многих из них считаете своими близкими друзьями; вам нравится жить и действовать в окружении множества людей и т. д.
Если вы интроверт (I), вы, вероятно:
— обдумываете мысль, прежде чем её высказать, и хотели бы, чтобы другие поступали так же; вы часто говорите: «Мне нужно об этом подумать» или «Я скажу вам позже»;
— получаете удовольствие от тишины и спокойствия, когда вы одни; вы считаете, что окружающий мир слишком часто вторгается в ваше личное пространство, и, чтобы приспособиться к этому, развиваете в себе умение сосредотачиваться, блокируя шум телевизора, детских игр или чужого разговора и т. д.
Взаимодействие интровертов с экстравертами
Интровертам может быть исключительно трудно приспособиться к экстравертам. Представьте себе, что происходит, когда интроверту нужно побыть в одиночестве. Как правило, экстраверты не просто вторгаются в личное время интроверта, они могут даже попытаться вовсе лишить его такой привилегии. К примеру, родители-экстраверты часто заставляют детей-интровертов выходить на улицу и играть с другими детьми («Что же ты делаешь один в своей комнате?»), а начальники-экстраверты заставляют подчинённых-интровертов участвовать в коллективных обсуждениях или других экстравертных видах деятельности. Мы нередко видим менеджеров-интровертов, работающих в «камерах», разделённых только низкими перегородками, без всяких стен от пола до потолка. Ирония ситуации в том, что, хотя такая обстановка создаётся специально, чтобы способствовать эффективной работе, она способствует преимущественно головной боли интровертов, которым необходимо личное пространство для размышлений и анализа информации. Для принятия хороших и чётких решений интровертам требуется одиночество. Они не желают, чтобы чужие телефонные звонки вторгались в их личное пространство.
Но не только интроверты страдают от этих различий. Противоположная проблема возникает, когда менеджера-экстраверта, достигшего вершины успеха, награждают личным кабинетом с закрывающейся дверью, отрезая его от всех остальных сотрудников, которые как раз и заряжали его энергией и вдохновением для достижения успехов! Такой менеджер устанавливает «правило открытых дверей», внушает подчинённым чувство вины, если они не «заходят поболтать», и большую часть рабочего дня проводит вне своего кабинета; подчас мы можем встретить его бегающим по офису, здоровающимся со всеми, кто находится в пределах досягаемости, спрашивающим «как дела?», нередко занимающимся чьим угодно делом, кроме своего собственного.
Интроверты и экстраверты черпают силы и энергию из подходящей им обстановки. И любого из них выбивает из колеи необходимость слишком долго работать в чуждых условиях, каких бы успехов они в этом ни добились. В общении между экстравертами и интровертами существует больше проблем, чем вы можете представить. К примеру, экстраверты гораздо больше нуждаются в том, чтобы их в открытую хвалили, чем интроверты. Интроверты, напротив, подозрительно относятся к чрезмерным восхвалениям. Конечно, и тем и другим нужно поощрение, но если интроверта слишком много хвалят, он начинает задаваться вопросом, зачем это нужно и что за этим стоит, а для экстраверта словосочетание «слишком много хвалить» попросту несуразно. Поэтому менеджеры-экстраверты и родители-экстраверты часто захваливают детей и подчинённых; если те оказываются также экстравертами, им это нравится, но если похвалы достаются интроверту, он начинает подозревать, что они поверхностны, излишни и даже фальшивы. Это, в свою очередь, смущает тех, кто хвалит. Они думают: а стоит ли игра свеч, может, и вовсе не надо никого хвалить? — несмотря на свою привычку поощрять человека как можно более явно. Аналогично менеджеры-интроверты и родители-интроверты часто удерживаются от похвалы, даже если знают, что их дети или подчинённые были бы рады её услышать, ведь интроверт чувствует себя неестественно, когда хвалит кого-то вслух. Это, в свою очередь, расстраивает экстраверта, он чувствует себя отвергнутым или по меньшей мере не оценённым по заслугам. Оба действуют правильно в соответствии с особенностями своего типа, но при этом посылают друг другу неверные сигналы.
Поведение экстравертов иногда бывает просто удивительным. Типичный экстраверт может зайти в комнату, описать ситуацию, спросить, что об этом думают окружающие, прийти к собственному выводу, поблагодарить всех присутствующих в комнате и выйти, ни разу не прервав собственный ход мысли. Интровертов такое поведение не просто удивляет (а порой и забавляет), они задаются вопросом: а нужен ли был экстраверту ответ? У интровертов все наоборот: они размышляют про себя, прокручивают в голове множество возможных сценариев, приходят к какому-либо выводу, не сказав при этом никому ни слова. Более того, если интроверту задать вопрос, он может даже поклясться — совершенно искренне, — что сообщил экстраверту своё решение. Дело в том, что он так тщательно отрепетировал у себя в голове всю ситуацию, включая разговор с экстравертом, что ему кажется, будто он и правда поделился своими мыслями, хотя на самом деле он и слова не сказал на эту тему. Очевидно, что такие пробелы в общении ведут к спорам и ссорам. Печально, что в обеих ситуациях — когда экстраверт выбалтывает все подряд и когда интроверт держит все в себе — обе стороны, скорее всего, получили бы пользу от соображений друг друга, если бы смогли установить нормальный контакт. Очень важно помнить, что в реальной жизни мы почти никогда не имеем дела с крайностями. То есть большинству экстравертов нужно время от времени «побыть интровертами», и наоборот. Всем нам свойственно и то, и другое.
Как ставят цели экстраверты и интроверты
Руководителям-экстравертам необходимо думать вслух; следовательно, их цели обычно становятся всеобщим достоянием. Конечно же, то, как именно экстраверт формулирует и объясняет свои цели, зависит от других его свойств. Рациональные экстраверты сразу решают, к каким целям следует стремиться, разъясняют эти цели всем окружающим и требуют, чтобы все приступили к достижению этих целей — зачастую не дождавшись согласия ведущих специалистов команды. Иррациональным экстравертам нужно обсудить цель, какая бы она ни была. Иногда в таких ситуациях подчинённым приходится попотеть, выясняя, какие именно задачи формулирует их начальник. Очевидно, что такой подход может вызывать определённые проблемы. С другой стороны, интроверт скорее сначала соберёт информацию о вероятных целях, а потом пойдёт куда-нибудь, где можно все обдумать в одиночестве, и постепенно, отсеивая информацию, придёт к окончательному решению. Интроверт сообщит другим своё решение не раньше, чем будет в нем уверен; но сам процесс принятия решения для него — сугубо внутренний. Очевидно, что коллективное принятие решений не является сильной стороной интроверта. В процессе обсуждения теряются великие идеи. Дело в том, что интроверты не знают, каково их мнение на заданную тему, пока им не дадут времени это обдумать. Таким образом, для того чтобы процесс постановки целей стал наиболее эффективным, надо дать экстравертам возможность выражать свои идеи в словах — и видоизменять их при необходимости, а интровертам — время для спокойного размышления о предмете дискуссии. Интровертов может утомлять агрессивность, которую экстраверты проявляют в постановке целей. Им надоедает чрезмерное многословие экстравертов, они чувствуют, что им навязывают чужие идеи. Чем говорить о цели, они бы лучше приступили к её достижению. Есть одна методика, помогающая справиться с этой проблемой: попросите экстравертов перед встречей написать свои идеи на листе бумаги, хотя бы ориентировочно — это поможет интровертам самостоятельно обдумать предложенное. Экстраверты, в свою очередь, должны чётко и ясно выразить, по какому вопросу они хотят услышать мнение интроверта. Лучше спросить: «Скажите, что вы думаете о первом, третьем, четвёртом, шестом, восьмом, девятом и пятнадцатом пункте?» — чем ограничиться простым: «Что вы об этом думаете?» Экстраверты обычно полагают, что молчание интровертов — знак согласия, но это не всегда так. С помощью вышеописанных методик обе стороны смогут с радостью высказывать своё мнение и стремиться к решению, которое удовлетворит всех
Советы, которые помогут каждому типу в эффективной постановке целей
— Экстраверты: выражайте свои идеи письменно. Это понравится интровертам, которым нужна возможность обдумать вопрос перед тем, как его обсуждать. Поэтому имеет смысл раздавать им листочки с текстами заблаговременно.
— Экстраверты: учитесь слушать. Проследите за тем, чтобы у каждого была возможность высказать своё мнение. Высказывания экстравертов обычно занимают почти все время дискуссии, интроверты же не делятся 40 своими мыслями с такой готовностью. Наличие «цензора», следящего за тем, как часто и как долго высказывается (или не высказывается) каждый участник, может гарантировать, что каждому из участников дискуссии будет дана возможность высказаться. Экстравертам следует помнить, что молчание — необязательно значит согласие.
— Интроверты: дайте экстравертам подумать вслух. Экстраверты часто думают вслух: они проясняют и совершенствуют свои идеи, высказывая их окружающим. Мы часто просим интровертов договориться с самими собой и позволить экстравертам размышлять вслух, не принимая первое же, что они скажут, за окончательное решение.
—Экстраверты откладывают на потом молчаливые размышления и самоанализ. Они знают, что нужно этим заняться, но всегда предпочитают отложить это на завтра.
— Интроверты: Интроверты откладывают на потом публичные выступления перед коллективом или совместную работу (игру) с большой группой людей.
Советы по управлению временем:
— Экстраверты: не рассказывайте всем обо всем, что приходит в голову. Для экстравертов вполне естественно вдруг выбежать в коридор или зайти в чужой кабинет, чтобы поделиться с кем-то идеей, только что пришедшей ему в голову, и узнать чужое мнение. Для того чтобы лучше использовать время, иногда стоит внести подобные переговоры в график и ограничить их длительность. Вообще экстраверты очень легко отвлекаются на внешний мир. Правильное распоряжение временем может потребовать ограничения их деятельности и концентрации.
— Интроверты: не замыкайтесь внутри себя. Интроверты должны нащупать тонкую грань между постоянной бомбёжкой «экстравертного мира» — телефонные звонки, встречи и экстренные ситуации — и желанием уединиться в собственном внутреннем мире, где они предпочитают находиться. Им нужно понять, когда наступает необходимость выйти наружу из своей интроверсии и сделать то, что нужно.
Проверить свои предпочтения и определить на бытовом уровне, кто вы- экстраверт или интроверт, можно, пройдя бесплатный ТЕСТ.
Литература:
«Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живём, работаем и любим», О. Крегер, Д. Тьюсен
«Психологические типы» К. Юнг

В этом публикации мы продолжим тему типологии и в конце расскажем о связи данной методики с нашими диагностическим комплексами.
В первой части поста об индикаторах Майерс- Бриггс мы рассматривали пару экстраверт/интроверт, отличающихся по способу взаимодействия с миром. Другим базовым отличием людей является способ восприятия информации о мире вокруг нас: сенсорный и интуитивный.
Если вы сенсорик, вы, вероятно:
— предпочитаете конкретные ответы на конкретные вопросы; вы недовольны, когда на вопрос «который час?» вам отвечают не «три сорок пять», а «около четырех» или «пора выходить».
— любите сосредоточиться на том, что вы делаете в данный момент, и обычно не задумываетесь, что будет дальше; более того, вы предпочитаете делать что-либо, а не думать об этом;
— используете слова в их буквальном смысле; чужие слова вы тоже воспринимаете буквально и подчас спрашиваете (или спрашивают вас): «Ты серьёзно или пошутил?» т. д.
Если вы интуит, вы, вероятно:
— интересуетесь будущим и перспективами, не испытывая перед ними страха; вы стремитесь вперёд, считая настоящее не слишком увлекательным; — уверены, что «скучные подробности» совершенно излишни;
— на большинство вопросов даёте общие ответы; вы не понимаете, почему многие не могут следовать вашим указаниям, вас раздражает, когда люди требуют от вас конкретики и т. д.
Скорее всего, вы обнаружите в себе частичную склонность к обеим альтернативам. Каждый человек обладает и сенсорными характеристиками, и интуитивными. Кроме того, вполне естественно, что один и тот же человек может по-разному воспринимать информацию в разных ситуациях. К примеру, даже самому интуитивному интуиту приходится иметь дело с объективными, жёсткими фактами и цифрами, когда наступает пора уплаты налогов.
Взаимодействие сенсориков и интуитов
Различие между сенсориками и интуитами очень принципиально — ведь способ сбора информации очень многое определяет в человеческом взаимодействии. Рассмотрим следующий диалог между сенсориком и интуитом, родившийся из относительно простого вопроса: Сенсорик: «Который час?» Интуит: «Уже поздно!» Сенсорик (удивлённо): «Который час?» Интуит (настойчиво): «Пора идти!» Сенсорик (теряя терпение): «Эй, ты меня слышишь? Я спросил: „Который час?“ Интуит (также нетерпеливо): «Три с лишним». Сенсорик (раздражённо): «Теплее, но ещё не совсем! Неужели я должен задавать простой вопрос четыре раза?» Интуит (он возмущён, потому что считает, что в первый раз ответил правильно): «Ты просто придираешься». Примерно так выглядит типичная проблема взаимодействия между сенсориками и интуитами. Помните: сенсорики все воспринимают буквально; когда они задают конкретный вопрос, они ждут конкретного ответа. Интуиты, напротив, могут найти сотню способов ответить на вопрос, ни один из которых не удовлетворит сенсорика. Если интуит не ищет что-то специально, он может пройти мимо этого, не заметив. Сенсорикам очень трудно это понять. Для них предмет реален, он существует, он здесь — как можно его не заметить?
Сенсорно-интуитивная дилемма может быть очень смешной, на её основе были созданы многие комические сцены. (Вопрос: «Можешь передать соль?» Ответ: «Могу». Или вопрос: «Что ты нашёл в этой книге?» Ответ: «Около трехсот страниц текста».) В действительности сенсорно-интуитивная дилемма часто совсем не смешна. Слишком много трудностей в общении возникает из-за различия интуитивного и сенсорного восприятия: один человек видит лес, а другой — деревья. Типоведение учит нас относиться к этой старой как мир проблеме взаимонепонимания более терпимо и не осуждать людей, которые воспринимают мир не так, как мы. Сенсорно-интуитивное различие играет большую роль в том, как мы учимся, особенно в школе. Сенсорики предпочитают учиться на фактах, и лучше всего, если эти факты упорядочены. Интуиты, напротив, впитывают информацию более случайным образом, часто перескакивая с одной темы на другую. Эти различия не исчезают и после школы — они остаются с нами на всю жизнь.
Мы рассмотрели отличия между людьми по способу взаимодействия с миром (экстраверты/интроверты), по способу восприятия информации (сенсорики/интуиты). Оставшиеся две пары отличаются по способу принятия решений (логики/этики) и предпочитаемому образу жизни (рационалы/иррационалы). Все вместе пары предпочтений дают нам 16 типов личности, каждая из которых имеет свои особенности, характеристики, во многом определяющие наши предпочтения, образ жизни и карьерные устремления.
Свой тип личности вы можете в самом общем виде определить и самостоятельно, но в каждом из нас настолько смешаны разные модели поведения, привычки, что сделать точный вывод «вручную» практически невозможно. Общедоступные способы онлайн-тестирования также не достоверны. Связаны это с тем, что в большинстве случаев требуется как применение коррелирующих коэффициентов в расчеты показателей, так и использование дополнительных вопросов. Только так вы можете быть уверены, что полученный результат — это про вас. Но даже это не даст вам ответ на вопрос- что дальше? Связано это с тем, что есть доминирующие и вспомогательные функции, свойственные для каждого возраста и проявлять себя они начинают тоже в определенное время. Поэтому в каждый период жизни нужно точно понимать свои сильные природные качества, то, на что мы можем опереться и развиваться дальше.
Индикатор типов личности Майерс-Бриггс лежит в основе наших диагностических комплексов «Свой выбор» и «Потенциал». Тем не менее комплексы имеют различие, отвечая запросам своей целевой аудитории.
Для молодой аудитории мы создали Диагностический комплекс «Свой выбор». Его назначение- помочь сделать правильный профессиональный выбор. С помощью базового метода определяем тип личности и получаем описание всех характеристик этого типа. Последующие методики и тесты помогут нам конкретизировать круг устремлений с учетом ваших интересов и запросов вокруг школьной жизни (тест «Карта интересов» на 75% изменен в сравнении с общедоступной версией), вашего типа интеллекта ( в основе используется известный тест Гарднера- но и здесь мы изменяли состав вопросов до тех пор, пока полученные экспериментальным путем данные не стали совпадать), проверим ваше понимание успеха в жизни (тест «Коэффициент успеха») и определим ваш тип темперамента, который также влияет на выбор профессиональной сферы. И только после сбора всей информации, сопоставления вашего текущего состояния и ваших возможностей, мы сделаем вывод о тех сферах деятельности, где вы в силу ваших природных качеств можете достичь успеха, получая от жизни удовольствие.
Диагностический комплекс «Потенциал». Это комплекс мы создали для аудитории любого возраста, но уже имеющий определённый профессиональный опыт. Было бы наивно полагать, что сделав один раз профессиональный выбор и приступая к работе в какой-либо компании, мы получаем гарантию счастливой жизни. В наше динамичное время нужно уметь быстро перестраиваться, постоянно развиваться, осваивать новые профессиональные навыки, быть готовым, при необходимости, сменить профессию, локацию. Но даже в этом случае выигрывает тот, кто делает это целенаправленно, осознанно. При этом часто бывает очень важно понять, что момент настал, нужно менять свою жизнь и делать эти самые кардинальные шаги. Именно для решения этой проблемы был создан «Потенциал»
В основу также положена методология определения типа личности (тест MBTI), определение типа интеллекта (тест Гарднера). Это базовые тесты, которые дадут возможность понять, что дано вам от природы. Оставшиеся тесты призваны ответить на вопрос, где вы сейчас находитесь. Поэтому проверяется уровень профессионального выгорания, определим уровень эмоционального интеллекта, проверим степень жизнестойкости и узнаем насколько вы успешны сейчас. По сути мы проведем анализ, что должно или могло бы быть, и что есть по факту и определим цель, к которой нужно стремиться. Для прохождения комплекса переходите по ссылке. Если после получения нашего заключения у вас еще останутся вопросы, то можно получить дополнительную консультацию.
Литература:
«Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живём, работаем и любим», О. Крегер, Д. Тьюсен
«Психологические типы» К. Юнг

ЧТО лучше сказать своему спортсмену перед соревнованием?
Давайте сначала определимся, чего мы хотим.
Вселить уверенность в спортсмена?
Разозлить, настроить спортсмена на борьбу?
Успокоить?
Зачастую родители, тренеры спортсменов хотят это всё сразу и поэтому стремятся через свои мотивирующие слова: пожелания, установки, призывы, вызвать в спортсмене все эти эмоции, состояния. Однако, не всегда понимают, что нужно самому спортсмену и как это всё оказывает на него влияние.
"Накачка" спортсмена, по опыту, часто выходит боком. Вместо того, чтобы сосредоточиться на себе, своих действиях, спортсмена охватывают ненужные эмоции, идет распыление концентрации внимания. И спортсмен начинает "лететь", делать необдуманные действия. Он старается (слово, которое мне очень не нравится) сделать как лучше и...получается только хуже или "как всегда".
Усиленное "успокоение" спортсмена - также выходит боком. Порой спортсмен переходит в режим "самоуспокоение" и не дооценивает ситуацию, соперника. В результате выступает вяло, не собранно, "без огонька".
Как и что лучше говорить спортсмену? Ведь молчать тоже очень сложно, странно да и не нужно.
НО, самое главное - это не то, ЧТО вы скажете. Гораздо важнее:
🟣о чем вы сами думаете, насколько вы сами спокойны и уверены
🟠Смысл слов - это всего лишь 7% от всей информации, которую получает ваш спортсмен.
🟡Ещё 38% - это паралингвистические характеристики - КАК слышит спортсмен: ваш тембр голоса, интонация, скорость речи и т.д.
🟢И 55% - невербалика, ЧТО видит спортсмен: мимика, жесты.
(Альберт Мейерабиан «правило 7%–38%–55%»)
И даже если ваша речь будет исключительно правильной, но ваш голос будет напряженным, неуверенным; жесты резкие, движения суетливые, на лице тревога - всё что вы скажите будет бессмысленным или воспримется искаженно.
ПОЭТОМУ
🟢расслабьте себя (через правильное дыхание, сеанс релаксации, медитацию, любое другое отвлечение), ваше расслабление - успокоит вашего спортсмена
🟢вырастите в своей голове экологичные, уверенные мысли - их услышит ваш спортсмен, отзеркалит их
И вот только тогда есть смысл подбирать нужные слова.
🟣Теперь мы с вами подошли к словам.
🟣Что именно лучше сказать спортсмену?
Те, кто пропустил первые публикации на эту тему,рекомендую прочитать здесь:
Также рекомендую пересмотреть вебинары, где подробно рассказывала на эту тему:
Если после всей этой информации осталось непонимание, тогда вот ещё краткий алгоритм.
Всегда помните: спортсмен перед стартом находится в измененном состоянии сознания, стрессовом состоянии, поэтому МЕНЬШЕ слов и ПО-СУЩЕСТВУ.
🟠Для родителей спортсмена:
Я люблю тебя.
Сделай то, чему научился на тренировках.
Я буду ждать тебя.
После соревнования съездим/сходим....(туда-то). Переместите фокус внимания своего спортсмена с тревожного ожидания выступления на время после.
После старта обязательно обнимите, поцелуйте; скажите, что гордитесь им; отметьте что понравилось (даже если этого было совсем немного).
🟠Для тренера спортсмена:
Я с тобой/мы вместе.
Сделай.....(предельно конкретные, реальные качественные задачи).
После старта пожмите руку/обнимите/похлопайте по плечу. Отметьте, что понравилось. Про ошибки и задачи стоит говорить тогда, когда все "остынут".
Всегда с вами.
_________________
Спортивный психолог, кандидат психологических наук Войнова Елена